?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Музей РВСН в ЗАТО Звездный
photo_hedgehog
Накануне праздника Дня защитника Отечества, мы с сыном побывали в музее ракетных войск стратегического назначения. Этот музей расположен на территории закрытого административно-территориального образования Звездный. Он появился благодаря стараниям ветеранов-ракетчиков Пермской региональной общественной организации. Мысль побывать в этом музее витала давно и вот, наконец то, она была реализована!
Накануне, позвонив по контактному телефону, договариваемся о визите. Дело в том, что этот музей отличается от обычных музеев. Здесь нет четко установленного режима работы, привычных экскурсоводов. Все обязанности по содержанию музейных экспонатов и проведению экскурсий выполняют ветераны-ракетчики, служившие в этой части. Поэтому перед визитом в музей, необходимо созвониться и уточнить о возможности посещения. Надо отдать должное сотрудникам музея - своим гостям они идут навстречу! Например, в этот день мы были единственными посетителями, но тем не менее, нам все показали, сопровождая показ интереснейшим рассказом. Три часа пролетели незаметно.

Предлагаю и вам взглянуть на малую часть интереснейшей экспозиции.

Вот такая стела встречает гостей военного городка.




Непосредственно перед въездом в городок вас встречает достаточно грозное предупреждение.
001.


О специфике военного городка говорят соответствующие рисунки и надписи на фасадах части зданий.
002.


А на центральной улице городка недавно появился вот такой памятник.
003.


И вообще, вокруг много напоминающего о том, в каком месте вы находитесь.
Например, вот этот мальчик увлеченно играющий... ракетами.
004.


Или вот такое ядро, которое, подобно знаменитому барону Мюнхаузену, можно удобно оседлать. Но не улететь, а сделать фото на память :)
005.


006.


Сам музей не имеет пока каких-либо вывесок снаружи, но вот по такому щиту можно сориентироваться в поиске входа в музей.
007.


Сам музей расположен в одном из бывших помещений военного назначения, которое построено по всем правилам строительства защищенных военных объектов.
Спускаемся под землю и следуем по небольшому коридору.
008.


Далее поворачиваем на 90 градусов и через систему тройных массивных дверей попадаем в очень длинный коридор, стены которого сейчас служат для размещения различных плакатов и информационных стендов музея.
009.


Вот некоторые из них. Привлекли мое внимание необычными позывными ракетных полков.
010.


011.


В музее ракетных войск тоже не обошлось без авиации :) Эта коллекция моделей самолетов была передана в дар музею кем-то из военнослужащих. А вообще на этапе становления ракетных войск более всего в них было представителей авиации и военно-морского флота.
012.


Но, пора переходить к экспонатам, имеющим непосредственное отношение к тематике музея.

52-я ракетная дивизия с местом дислокации пос. Бершеть Пермской области, была сформирована 15 мая 1961 года из частей и подразделений 206-й ракетной бригады, в состав которой входили зенитно-артеллерийские полки 97-й зенитно-артиллерийской дивизии, 35-я школа ВВС и 15-й учебный танковый полк.

На основании Директивы Генерального штаба МО СССР № ОРГ/9/611948 от 17.10.61 полное наименование дивизии - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды дивизия.

На макете представлена одна из первых боевых стартовых позиций. Заправка и вооружение ракеты производилось непосредственно при подготовке к старту.
013.


А это один из видов стартовых ключей. На первоначальном этапе появления и становления ракетных войск стартовые ключи были универсальными и подходили к разным комплексам.
014.


Совершенствование ракетного вооружения привело к появлению новых видов ракет, боевых частей с разделяющимися головными частями, новых видов установок, вариантов их размещения. Так появляются шахтные ракетные комплексы. Название говорит за себя - теперь ракеты размещаются под землей, в специальных шахтах. Устанавливаемые в них ракеты имели более эффективные средства преодоления ПВО, повышенную боеготовность и точность попадания, значительно сокращенное время подготовки к пуску ракеты.

Вид одной из шахтных пусковых установок  сверху. В таких шахтах ракеты находились в вооруженном и заправленном состоянии. На случай бомбового удара колодцы шахты были защищены многотонной сдвижной крышкой.
015.


А это вид на ракету, установленную в шахту.
016.


Каждая стартовая площадка находилась под круглосуточным контролем и наблюдением. Вокруг стартовых позиций сооружалось несколько рубежей разнообразной защиты.
017.


Вертолетная площадка.
018.


Узнав, как выглядит ракетная пусковая площадка снаружи, заглянем в центр ее управления.

Такая "комната" находится под землей и установлена на мощные пружины и амортизаторы, которые должны исключить негативные воздействия в случае бомбовых ударов.
019.


Одно из рабочих мест.
020.


Центральный пульт управления. На нем, помимо действий на данной стартовой площадке, можно увидеть, что происходит у "соседей" справа и слева. В случае необходимости с одного рабочего места можно блокировать работу соседних установок. Таким образом осуществлялся контроль за несанкционированными действиями. Например, в случае захвата позиции противником.
021.


022.


Более современные стартовые ключи. Они уже не были универсальными и подходили к конкретному стартовому комплексу. Хранились в такой вот опломбированной коробочке в сейфе.
023.


По оборудованию можно догадаться, что перед нами рабочее место радиста.
024.


Схема и пульт управления системой охраны периметра. В более позднее время способы охраны были дополнены круглосуточным видеонаблюдением, а так же установкой специальных контрольных устройств, в том числе и мобильных.
025.


В 1988-1991 года на вооружение 52-ой ракетной дивизии были поставлены боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК).
Это часть настоящего локомотива.
026.


Ракетные установки располагались в специальных вагонах, которые внешне почти не отличались от обычных товарных или пассажирских вагонов.
Интересный момент - длина вагона, даже такого специального, не может быть больше определенной величины. Но ее не хватало для полноценного размещения ракеты внутри вагона. Выход найден был просто - головную часть ракеты сделали телескопической. Находясь в вагоне, она была в сложенном состоянии. При переводе ракеты в боевое положение, конус ракеты, словно антена, выдвигался, принимая свое обычное состояние.
027.


028.


029.


И вот такие поезда курсировали по обычным железнодорожным путям, но по своим определенным маршрутам.

В кабине локомотива.
030.


Фрагмент пульта управления железнодорожными ракетными комплексами.
031.


Конечно же было интересно посмотреть, как оборудованы вагоны, из которых осуществлялось управление ракетами и подготовка их к пускам.
032.


033.


В уголочке - "тот самый" ключик :)
034.


Одно из рабочих мест.
035.


Места для отдыха персонала почти точно такие же, как и для пассажиров купейных вагонов. Ну, за исключением телефона разве что :)
036.


Ну, и в завершении экскурсии - картинка из штабной обстановки.
037.


На самом деле, в своем репортаже я не показал и малой части того, что есть интересного в этом музее. А уж рассказал и того меньше! :)
Но, если вам захотелось увидеть это своими глазами и услышать интересные рассказы из уст людей, отдавших ракетным войскам не один год своей жизни и преданным им в настоящее время, то будучи в Перми, запланируйте поездку в этот музей.
Больше информации по истории части, а так же контакты музея можно увидеть, пройдя по ссылке.

С праздником! Мира всем!

Спасибо за внимание!

  • 1
Офигенно
Я там {в звездном} бывал, но про музей не слышал.
А свидетелем пуска МКБР был, дача у меня там рядом была.
Чуть в штаны кирпичей не отвалили с соседом (лет по 8 нам было), когда над лесом ракета появилась и на цель ушла. На следующей неделе в Правде заметка вышла, что был проведен успешный пуск и ракета в заданном районе Камчатки приземлилась.

:) Спасибо!
А я вот ни разу до этого в Звездном не бывал, а про музей услышал и решил обязательно съездить. Тем более давно про шахты заброшенные читал, стартовые площадки... Есть желание и там побывать :)
Офицер запаса, который нам все рассказывал, про пуски отметил, что зрелище более чем впечатляющее. Поэтому, можно представить, каково это было для таких мальчишек! Кстати, если пройти по ссылке на сайт, там можно посмотреть даты учебно-боевых пусков. Может там и не все отражено, но тем не менее.

Сколько артефактов) а я наивно предполагал что есть только одна красная кнопка)))

:) Может где-то есть и красная кнопка, но вот тут так :)
Интересных вещей много - и посмотреть и послушать!

Я так понимаю, подаёшь заявку о посещении музея, её потом компетентные органы рассматривают. Не всех же туда пускают?

Хорошая коллекция моделей у Константина Эдуардовича на 12 фотке :-)

Мне всегда было интересно посмотреть как эти стратегические поезда внутри устроены.
Отличный репортаж.

Все проще - звонок нужен для того, чтобы тебя смогли пустить в музей и показать все. Об этом и узнаешь и договариваешься. Оптимальное количество людей для посещения - 10, максимум 12, иначе будет тесно. В выходной могут ради такой группы прийти и рассказать, а так по будням в основном. Нам вот для двоих провели показ, за что им ОГРОМНОЕ спасибо! Надумаешь ехать - еще раз компанию составлю :)
Я бы вот с удовольствием посмотрел сами шахтные установки (то, что от них осталось), ангары, где эти поезда снаряжались...

За этим делом приезжай в Красноярск!
У нас один из поездов БЖРК базировался как раз, недалеко от городка ракетчиков Красноярск-66 (сейчас это "Кедровый") можно увидеть то, что осталось от базы элементов хранения. Я раньше сильно увлекался походами на всякие военные заброшки, и базу БЖРК излазил вдоль и поперек ))) ну и у нас же 36 Венская дивизия несла дежурство когда-то, это порядка 60 шахтных пусковых установок. Много интересного всего по лесам в общем.. )))

Далековато к вам, однако, будет :) Если только как-нибудь по случаю :)
В наших краях тоже в лесу много всего есть ;)

Офигительно!!! Собирусь в Персь, надо будет обязательно посетить!!! Про поезд слышал, одна печалька, что теперь это уже история!!! Классный репортаж, столько интересного!!! Какие макеты, шик!!!

Надо только компанию побольше, но в пределах разумного :)
А так очень много интересного рассказали!

Спасибо за репортаж, очень здорово! Я это все видел уже разобранное\рекультивированное, так что вдвойне интересно посмотреть какими подобные помещения были первоначально. Подземные КП действительно представляли собой этакие "сейфы", размещенные под землёй на мощных пружинах. Пружины - вот все что от них осталось сейчас, к сожалению, видел их несколько раз.

Спасибо! Рад, что понравилось!
А здесь ветераны части все воссоздали-сохранили. Конечно же им помогали в этом, но очень многое на энтузиазме создано!
Вот кто бы еще пошел ради двух человек проводить экскурсию, и не на полчасика, а без малого три часа посвятить нам!?
Мало ли судьба забросит к нам - могу составить компанию в поездке туда еще раз :)


  • 1